Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Новые силовые установки предназначены для ракет-носителей Vulcan Centaur, которые придут на смену ракетам Atlas V, оснащавшимся двигателями российского производства.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

За контракты на поставку двигателей для новых ракет компании United Launch Alliance (странного, но эффективного альянса старых врагов-конкурентов Boeing и Lockheed Martin) соревновались два предприятия — довольно молодое Blue Origin миллиардера, ковбоя и новоявленного астронавта Джеффа Безоса и полное опыта Aerojet Rocketdyne. В итоге пирог поделили: Blue Origin достались первые ступени, а Aerojet Rocketdyne — вторые. Что интересно, двигатели обеих ступней изготавливаются с широким применением технологий 3D-печати.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Ракетный двигатель BE-4 компании Blue Origin

«Ключевые компоненты наших насосов Ox Boost Pump изготавливаются с помощью аддитивных технологий. Корпус состоит из одной 3D-печатной алюминиевой детали, а все ступени гидротурбины печатаются никелевым сплавом Monel. Такой подход позволяет добиваться комплексной геометрии проточных каналов, что было бы гораздо сложнее реализовать обычными производственными методами. Форсунки и крыльчатка тоже печатаются, требуя лишь минимальной постобработки», — рассказал Джефф Безос.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Огневые испытания BE-4 летом 2019 года

Первые ступени будут оснащаться метан-кислородными двигателями BE-4. В феврале 2020 года Blue Origin открыла фабрику по производству этих силовых установок в Хантсвилле, штат Алабама. Компания вложила в новую фабрику как минимум двести миллионов долларов и планирует изготавливать по несколько десятков двигателей в год. Фактически, BE-4 полностью заменят в этой роли российские РД-180.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

«В основе каждой успешной космической программы — двигатели, доставляющие ракеты и полезную нагрузку в космос. С первых дней компании Blue Origin мы приняли принципиальное решение инвестировать в разработку многоразовых ракетных двигателей нового поколения. Сейчас для нас, наших партнеров и всей страны наступило захватывающее время — мы на пути к выполнению обещания покончить с зависимостью от двигателей российского производства», — заявил генеральный директор Blue Origin Роберт Смит на церемонии открытия фабрики.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Вторая ступень с двумя двигателями RL-10

11 апреля этого года Aerojet Rocketdyne сообщила о получении заказа от United Launch Alliance сразу на 116 двигателей для второй ступени Vulcan Centaur. На этот раз речь идет о силовых установках RL10C-X. Здесь стоит пояснить, что «Вулкан» и «Кентавр» — названия первой и второй ступеней соответственно, причем «Кентавры» использовались еще в связке с Atlas V и оснащались двигателями RL-10, тогда как на первые ступени устанавливались РД-180 московского НПО «Энергомаш». Таким образом, «Атлас-Кентавр» преобразовался в «Вулкан-Кентавр», при этом вторая ступень была модернизирована, а первую полностью переделали под BE-4, отказавшись от российских двигателей.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Огневые испытания двигателя RL10C-X

В обновленных двигателях второй ступени, получивших обозначение RL10C-X, используются 3D-печатные форсунки и камеры сгорания, а также композитные сопла. Удельный импульс тяги достигает 461 секунды, что делает этот двигатель одним из наиболее эффективных представителей семейства RL10.

Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями

Размер заказа в немалой степени обусловлен решением еще одного предприятия Джеффа Безоса — компании Amazon, намеревающейся развернуть спутниковую группировку из 3236 аппаратов для обеспечения глобального высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет. Здесь налицо конкуренция с еще одним космическим энтузиастом — Илоном Маском и его компанией SpaceX, уже разворачивающей аналогичную сеть под названием Starlink. Кстати, комическим интернет-проектом Amazon занимается дочерняя компания Kuiper Systems, а руководит этим предприятием Раджив Бадьял — бывший вице-президент SpaceX, отвечавший как раз за проект Starlink и уволенный Маском в 2018 году, якобы из-за слишком низких темпов работ. Теперь Amazon заявила, что выбрала на роль перевозчика компанию United Launch Alliance, а это означает, что для выполнения всех заказов, включая заказы от Amazon, ULA придется строить до двадцати пяти ракет в год. Первый полет Vulcаn Centaur намечен на вторую половину текущего года.

Огневые испытания прототипа RL10C-X в 2019 году:

KazakhRussianUkrainian